Древние цивилизации Центральной и Южной Америки

Не только в Старом Свете появились высокоразвитые цивилизации. Также в Южной и Центральной Америке мы наблюдаем появление организованных форм общественной жизни. Проживавшие во II тыс. до нашей эры в  Центральной Америке земледельцы и собиратели начали объединяться в более крупные и более развитые общества. Особенно развиты были народы, населяющие южный берег Мексиканского залива, богатый продовольственными ресурсами. Они создали  крестьянскую агломерацию, вырубая леса и охотясь на лесных животных.  Около 1500 г. до н. среди этих народов появился культ бога-ягуара, чьи многочисленные изображения включают археологические памятники описываемого региона. Там же примерно в  1300 г. до н.э. появились первые города-церемониальные центры загадочного ольмекского народа, получившие название «шумеры Нового Света». Этот народ был основателем первой американской цивилизации. Ее центрами были города Сан-Лоренцо, Ла-Вента и Трес-Сапотес. Это были церемониальные сооружения с земляными фундаментами и пирамидами. В районе этих зданий обычно находятся мозаики, стелы, алтари и статуи. Также были возведены жилые дома из цветной глины и  сооружения из базальтовых колонн. Характерными памятниками являются огромные каменные головы, изображающие правителей или богов. Ольмеки исповедовали многобожие, они поклонялись, в том числе богу-ягуару. Власть, вероятно, осуществлялась вождями-жрецами. Города планировались с учетом расположения их святилищ, что свидетельствует о большой роли религии в обществе. Был важен ритуал игры в футбол, посвященной богам. Ремесло ольмеков  достигало очень высокого уровня: гончарное дело, изготовление инструментов и украшений. Ольмеки были талантливыми торговцами, торгующими шкурами ягуара и разноцветными перьями, в обмен на нефрит, обсидиан, железную и железную руду для производства зеркал у менее развитых центрально-американских народов. Торговля способствовала освоению этими народами элементов передовой культуры ольмеков.

Один из многих остатков цивилизации ольмеков

Поселенцы ольмеков появились около 1000 г. до н. в долине Оксака и в центральной части Мексики. В Сан-Хосе Моготе они возвели парадные здания и центр, контролирующий соседние деревни. Во многих местах Центральной Америки можно найти  ольмекские рельефы, скульптуры и предметы, что доказывает, что это предприимчивый и мобильный народ проникл в этот район, расширяя цивилизацию. Культура ольмеков развивалась примерно до 400 года нашей эры. В первом веке до нашей эры появились ольмекский алфавит и календарь. Самые старые памятники этого эпохи — стелы с точными ежедневными датами (самый старый — 6 декабря 35 г. до н.э.). Эта система буквенных и цифровых обозначений переняла более поздние цивилизации Центральной Америки.

В период 200-700 гг н.э. центрально-американские цивилизации динамично  развивались и расширяли свою сферу влияния. Основные центры этих цивилизаций   — Теотиуакан, Чоллула и Монте Албан (столица племени сапотек). Сапотеки были  обществом воинов, сгруппированным вокруг Монте-Албана — церемониального и политического центра. Они часто приносили в жертву побежденных войнов других народов. Сапотеки завоевали большие площади в районе Теотиуакан. Теотиуакан —  один из крупнейших городов тогдашнего мира, в период 300-600 до н.э. здесь был очень обширный церемониальный центр, много пирамид, алтарей и храмов.  Весь  образ жизни был подчинен религиозной космологии. Населен город был социально и экономически разнообразным обществом.  Теотиуакан управлял большой площадью центральной Мексики. Город Чолула прилегающий к Теотиуакану,  также имел большую пирамиду в церемониальном центре. Все эти города управлялись воинствующими жрецами и вели многочисленные войны.

На полуострове Юкатан в течение 250-1000 годов развивалась цивилизация майя. Население этого района обладало развитой сельскохозяйственной ирригационной экономикой. Со временем у  народа мая увеличивалось социальное расслоение. Были основаны густонаселенные города с храмами, управляемыми воинами, которые также служили жрецами. Майя населяли не одно государство, а целый ряд городов-государств, которые вели войны (Эль-Мирадор, Якшилан, Паленке, Тикаль, Калакмул, Копан, Ушмаль, Чичен-Ица). В начале (около 400 г. н.э)  доминировал Тикаль, а позже Калакмул, чья армия в 562 г. н. э.  захватила Тикаль, затем, в  559 г. н.э.  напала на Паленке и сожгли этот город. В VII в. Паленке под властью короля Пакала Великого (Кин-а-ч-Наб-Пакаль) доминировал на политической сцене майя. Правители вели кровопролитные войны, срок которых определялся предсказаниями священников-астрологов. Побежденные воины приносились  в жертву богам многобожной религии майя. Практиковался культ божеств природы,  потустороннего мира и предков. Основой хозяйства было ирригационное земледелие (выращивание кукурузы, тыквы и бобовых) и ремесла. Майя обработка камня была доведена до совершенства. В качестве средства обмена использовались нефритовые и какао-бобы.

Одним из самых развитых народов Центральной  Америки были ацтеки. В период 1300-1500 гг. нашей эры ацтеки переселились  из центральной части Мексики  в район озера Тескоко и постепенно овладели территориями от восточных гор Сьерра-Мадре до региона Чьяпас. Они построили большое централизованное государство с великолепной и огромной столицей в Теночтитлане. Они продолжали традиции  местных религиозных культов, приносили богам человеческие жертвы, но, в тоже время развивали  ремесла и вели многочисленные войны. Ацтекское общество было разделено на семьи и различалось как по имущественному,  так по классовому признакам. Все были подвергнуты строгой социальной дисциплине, нормирующей  поведение каждого. Там были слои священников, воинов и торговцев, а также ремесленников и фермеров. Воины  играли особенно важную роль, поддерживая порядок. Ацтекские мастера умели обрабатывать камень, медь, золото и даже бронзу. Ацтекские гончары считаются одними из самых умелых в древнем мире, а их изделия отличаются изысканностью. Эффективное сельское хозяйство обеспечивало продовольствием жителей страны. Город Теночтитлан, столица ацтеков на острове на озере Тескоко, был крупнейшим мегаполисом доколумбовой Америки, где  проживало 300 000 человек  Прекрасно спланированный город был полон больших каменных зданий — храмов и дворцов. В 1519 году ацтеки были завоеваны испанцами во главе с Эрнаном   Кортесом, положившим конец жизни древних цивилизаций Америки.

В  регионе Анд в период 2500-1800 гг. н.э. общины собирателей начали переходить к оседлому земледелию  и собираться вокруг культовых центров со зданиями из высушенного кирпича. Тогда же были построены  храмы, дворцы и культовые площадки для человеческих жертвоприношений. Росло число городов и деревень увеличилось, особенно в долинах рек. В Серро-Сечине был построен храм (1300 г.), украшенный рельефами погибших заключенных и воинов, что свидетельствует о многочисленных вооруженных конфликтах. На озере Титикака-Тиуанако и Чирипа были созданы важные центры, а также сеть торговых маршрутов, охватывающих район Анд.

Около 800 г. до н. э. был основан город Чавин-де-Уантар со сложным храмовым комплексом — столицей государства Чавин, которое охватывало  территорию от побережья Эквадора до реки Апуримак. Другая страна  этого региона, государство Мочика, управляло несколько меньшей территорией в период 100-800 у.е. Моче, племя, которое правило этой страной, построило большие  церемониальные центры с пирамидами. Правители выполняли религиозные обязанности, вели многочисленные войны и контролировали экономику. Они были похоронены в богатых гробницах. Вражеские войны, захваченные во время боя, часто приносились в жертву. Богатое государство Моче развивало сельское хозяйство и разрабатывало золотые прииски.

Примерно с 600 годов нашей эры в южных Андах   образовалось две страны, в которых доминируют индейцы аймари-тиауанако и вари. У первого из них была столица с большими каменными зданиями. Поклонение богу, вероятно, Виракочи, преобладало в Тиуанако, поэтому город стал местом паломничества. Его правители вели многочисленные войны и завоевали множество небольших центров. Между 2 и 18 веками Тиауанако переживало свой расцвет. В то время в этом 40-тысячном городе были построены монументальные каменные сооружения (пирамида Акапана, храмы Храма Каласасая и Ворота Солнца), часто украшенные золотом. Жители Тиауанако  рыли крупные каналы для орошения полей и развивали ремесла (обработка керамики, камня и металла). Они поддерживали обширные торговые отношения с соседними территориями и распространяли свою религию. Аймара Тиуанако также интенсивно колонизировала некоторые районы Анд. Страна Вари конкурировала с Тиауанако и распространил свое влияние на обширную территорию, создав процветающую цивилизацию. Столицей государства Вари был город Пикиллакта, здесь также было много мелких административных центров. Знать  Вари вооружила большую часть Перу, распространяя культ Бога-Солнца в области, находящейся под их контролем. Примерно в  750 г. н.э.  завоеванные  народы подняли восстание,  и государства Вари распалось. Тиауанако постепенно утратил свое значение и был заброшен около 1200 г.

Примерно в 1000 г.  в северных Андах появилось государство Чиму со столицей в Чан-Чане, состоящей из многих районов, построенных из кирпича. Государство  Чиму обладало развитой администрацией, сельским хозяйством и торговлей.

Около 1200 г. инки из центральных Анд захватили территорию долины вокруг Куско и построили свою новую столицу. В 1220 г. Манко Капак основал столицу инков  Куско и начал серию завоеваний. В четырнадцатом веке нашей эры Матя Капак значительно расширил территорию королевства инков. В 1438-1471 гг. Пачакутек Юпанки завоевал  государства Чанкас,   Кечу и Читиму. Постепенно прибывающие воины по очереди завоевывали всю Андскую область, создав Тавантинсую  — «империю из четырех уголков мира». Это было высоко централизованное государство с обширной сетью дорог, большой армией и эффективной администрацией. Инки использовали принудительный труд покоренных народов, выполняли огромные инженерные работы, строили крепости, храмы, города (Куско, Мачу-Пикчу), оросительные каналы и террасы с пахотными полями на склонах гор. Примером  такого   большого труда может  служить основанный  в середине пятнадцатого века город Мачу-Пикчу. Перевозка грузов осуществлялась на ламах или с помощью бегунов и носильщиков. Инки управляли большими областями Южной Америки, чтобы расширить границы цивилизации. Тщательно продуманные города и крепости были центрами власти и контроля над завоеванными районами.  Императоры  инков строго контролировали общество империи. Каждый житель огромного государства знал свое место в обществе, свою работу, задачи и свои обязанности перед императором. Религия, включая местных богов в общий имперский пантеон, использовалась, чтобы управлять людьми. В 1532 г. испанский конкистадор Франсиско Писарро покорил государство инков, положив конец этой развитой цивилизации.