Швейцария и Евросоюз — история отношений

В соответствии с давней традицией суверенитета и нейтралитета, Швейцария является одной из немногих стран Западной Европы, которые никогда не претендовали на вступление в Европейский Союз. Интересно, что Гельвеция, как раньше называли эту страну, по всему периметру граничит со всеми  государствами-членами ЕС. Швейцарцы, однако, поддерживают с ними только двусторонние отношения.  В 2001 году граждане Швейцарии проголосовали по популярной инициативе, направленной на начало переговоров о вступлении в Европейский Союз. Однако в результате референдума почти 77 процентов избирателей решило, что Швейцария должна оставаться нейтральной страной.

История двустороннего участия Швейцарии в Европейском сообществе представлена ​​в четырех основных этапах:
Соглашение о свободной торговле от 1972 года. Оно создала зону свободной торговли промышленными товарами.
Договор страхования от 1989 года. Частично либерализовал страховой рынок.
Двусторонние соглашения 1999 года. Они подтолкнули Швейцарию к экономической интеграции с ЕС после их решения не вступать в Европейское экономическое пространство (ЕЭП) в 1992 году.
Двусторонние соглашения II от 2004 г. Расширили экономическую интеграцию в отрасли, которые не были включены в двусторонние соглашения, и установили совместные политические связи в областях безопасности, беженцев, окружающей среды и культурных вопросах.
В 1992 году Швейцария провела референдум о членстве в Европейском экономическом пространстве, что позволило членам Европейской ассоциации свободной торговли участвовать во внутреннем рынке ЕС. Швейцарцы проголосовали против вступления в ЕЭЗ, выбрав вместо этого нынешний вариант двусторонних отношений с Европейским союзом. Присоединение к ЕЭЗ потребует от Швейцарии принятия части законодательства Европейского Союза.
Участие в двусторонних договорах с Европейским союзом позволяет Швейцарии тесно сотрудничать с ЕС, решая конкретные вопросы и проблемы посредством поэтапного подхода. Используя конкретные соглашения, ЕС и Швейцария получают доступ к рынку и сотрудничают по ключевым вопросам. Однако, в отличие от полной интеграции с ЕС, двусторонний подход не требует того, чтобы Швейцария выполняла законы ЕС, и относилась к ним наравне со своими или приоритетным образом.
Договоры, подписанные с ЕС, позволили свободное передвижение товаров, услуг, капитала и людей. К ним относятся, в частности, Соглашение о свободной торговле (ССТ), Соглашение о свободном перемещении людей и Шенген-Дублинское соглашение. Хотя Швейцария не имеет официального влияния на содержание законодательства и политики Европейского Союза и не принимает автоматически изменения в законодательстве ЕС, так называемое положение о гильотине предусматривает, что в случае расторжения одного договора весь договор будет недействительным.
Должна ли Швейцария вступить в Европейский Союз? Швейцарская Бизнес Ассоциация, «Economicsuisse», говорит «нет». Если Швейцария вступит в ЕС, предупреждает  она в отчете, в стране  будет усиление регулирования и  рост затрат, а также ее  будет ожидать меньшая политическая автономия. Поскольку ЕС определил, что низкие ставки кантонального налога в Швейцарии неконкурентоспособны, Швейцария может рискнуть потерять иностранные компании, привлеченные этими низкими ставками, если страна решит стать полноправным членом ЕС. Кроме того, швейцарская экономика достигла лучших результатов, чем все страны еврозоны во время последней рецессии.
С другой стороны, посол ЕС в Швейцарии Майкл Райтерер заявил, что будущее молодых швейцарских граждан «лежит в Европе», а британский парламентарий Денис МакШейн обеспокоен тем, что Швейцария потеряет свое влияние, если останется нечленом. ЕС также рассматривает новые правила, которые могут снизить конкуренцию с третьими странами, особенно в отношении альтернативных инвестиций. Швейцарская экономика не только выиграет от открытия рынка финансовых услуг, но и интегрированный швейцарский финансовый сектор усилит конкурентоспособность Европы.
Недавно Швейцария проголосовала за введение «защитной оговорки», которая позволяет им сократить количество видов на жительство для иностранцев, пытаясь остановить приток иммигрантов в страну. Согласно заявлению, «швейцарское правительство пришло к выводу, что пункт о гарантиях является одной из нескольких мер, которые могут помочь сделать иммиграцию более приемлемой для общества».
Как отмечает в своем докладе американо-швейцарский фонд, некоторые официальные лица ЕС начали отвергать двусторонний подход Швейцарии к отношениям с ЕС, который они считают слишком бюрократическим. Европейский союз также добивается более всеобъемлющего соглашения, но Швейцария настаивает на продолжении двусторонней тенденции.
Всего за несколько десятилетий сотрудничества Европейский Союз и Швейцария заключили друг с другом около 120 соглашений. Однако терпение Брюсселя к гельветам постепенно иссякает. Сложно сказать, чем это закончится, но похолодание явно заметно.