Краковские синагоги

До Второй мировой войны в Кракове проживало около 60 000 евреев. Иудейская религия широко среди них практиковалась, о чем свидетельствуют многочисленные синагоги и молитвенные дома, в основном в краковском Казимеже.

Краков Казимеж и Висла
Краков Казимеж и Висла

Не все евреи в довоенном Кракове регулярно исповедовали веру своих отцов. Тем не менее в городе насчитывалось около 90 синагог и молитвенных домов, объединяющих практически все ветви иудаизма. И только немногие из них выжили. Семь сохранившихся синагог Краковского Казимежа сегодня являются напоминанием о богатой еврейской культуре, подтверждая, что евреи были неотъемлемой частью польской истории.

Темпельская синагога — евреи и католики вместе
Темпельская синагога является одной из самых красивых синагог в Кракове. Она была построена во второй половине XIX века и с самого начала принадлежал последователям реформистского иудаизма. Евреи, которые отождествляют себя с этой ветвью иудаизма, характеризуются большой степенью открытости обычаям страны, в которой они живут. Они используют свой родной язык в своих молитвах и проповедях, используют органы во время литургии, имеют либеральное отношение к кошерному и обрезанию, а когда речь идет о правах религиозных женщин, они полностью их поддерживают.

Темпельская синагога в Казимеж, Краков
Темпельская синагога в Казимеж, Краков Фото: ANETA ZUREK / POLSKA PRESS

Основой этого подхода является убеждение, что форма религиозного закона является результатом вмешательства Бога, с одной стороны, и адаптации истин веры к текущему времени, с другой стороны. Таким образом, религия меняется с изменением общества и подвержена тем же изменениям, что и обычаи людей. Прекрасным примером открытости реформированных евреев стали совместные патриотические празднования, проводимые в синагоге Темпель, в то время, когда никто не слышал о популярном сегодня межрелигиозном диалоге. Эта первая иудейско-католическая служба состоялась 15 октября 1861 года, еще до официальной сдачи синагоги в пользование.

Темпельская синагога в Казимеж, Краков
Темпельская синагога в Казимеж, Краков Фото: ANETA ZUREK

По случаю 44-й годовщины смерти Тадеуша Костюшко в синагоге собрались евреи и еврейские священники, приглашенные еврейской общиной. Служба проходила на иврите, но была переплетена литургическими песнями, в том числе католической религиозно-патриотической песней «Бог-то, Польша». После церемонии католики, присутствовавшие в синагоге, отправились на мессу в католические церкви. Интересно, что некоторые евреи пошли с ними, а им было разрешено участвовать в католической литургии в традиционных головных уборах.

Синагога была построена в стиле неоренессанса с примесями мавританского стиля. Заслуживают внимания уникальные витражные синагоги в Польше. Их 43, в основном цветочные и геометрические мотивы, а также звезда Давида, Менора и Храм Иерусалима.

Синагоги на улице Широкой

Синагога Ремух, расположенная на улице Широкой, собирала совершенно другую группу последователей, чем синагога Темпеля, описанная выше. В синагоге они молились (и продолжают молиться, потому что это единственная синагога в Кракове, где регулярно проводятся религиозные службы). Ортодоксальные евреи. Они строго подчиняются Талмуду, они против адаптации еврейского закона к сегодняшнему дню, они не терпят новшеств в литургии.

Remuh (Remu) синагога в Казимеж, Краков
Remuh (Remu) синагога в Казимеж, Краков Фото: ALAMY LIMITED / BE & W Agency

Синагога была построена в 1556 году на средства израильского банкира Иссерлеса Ауэрбаха, который был отцом выдающегося еврейского ученого Моджеса Иссерлеса, которого звали Рему. Этот мудрец был главным раввином Кракова, исследователем священных писаний, основателем и лектором Талмудического университета (ешивы) в краковском районе Казимеж.

Remuh (Remu) синагога в Казимеж, Краков
Remuh (Remu) синагога в Казимеж, Краков Фото: Pecold / Shutterstock

Он также рассмотрел проблему различий между еврейскими обычаями ашкенази (живущими в основном в Центральной, Восточной и частично Западной Европе, говорящим на идиш) и евреями-сефардами (евреи с Пиренейского полуострова, говорящие на ладино), которая была важна с точки зрения еврейской общины. Благодаря его юридическим и литургическим инструкциям, сефардские евреи, которые начали прибывать в Казимеж в Кракове, могли ассимилироваться с евреями ашкенази, живущими там.

Синагога Ремуха и старое еврейское кладбище в Казимеж
Синагога Ремуха и старое еврейское кладбище в Казимеж в Кракове Фото: Shutterstock

Могила Мохеша Рему, которая находится на кладбище рядом с синагогой, является местом паломничества евреев со всего мира. Само кладбище Рему является старейшим еврейским кладбищем в Кракове. Во время Второй мировой войны немцы превратили его в мусорную свалку и уничтожили много ценных мацевот. Могила мудреца Моисея Рему, к счастью, сохранилась. Согласно легенде, немец, которая пытался разбить мацеву Мохеша Рему, упал сраженный молнией.

Вход в синагогу ведет через ворота с тимпаном, на котором изображены два льва, поддерживающие корону, и надписью: «Благословенная память о Рему». Внутри синагоги привлекает внимание оригинальный арон ха-кодеш (шкаф для хранения Торы). Однако бима — место, откуда читается Тора, — была реконструирована, потому что оригинальная была украдена немцами во время оккупации. Паломники и туристы, посещающие синагогу, задаются вопросом о кресле, стоящем по правую сторону от Арон ха-Кодеш, на который нельзя садиться. Это стул, который использовал рабби Рему.

Синагога Поппера в Казимеж, Краков
Синагога Поппера в Казимеж, Краков Фото: Павел Мазур / Agencja BE & W

На улице Широкой, мы также можем найти синагогу Поппера с 17-го века, также известной как Малая. Она финансировалась богатым торговцем Вульфом Поппером, которого прозвали Аист, из-за привычки во время интенсивной молитвы он стоять как аист на одной ноге. Во время Второй мировой войны синагога была разрушена. В течение многих лет после войны в синагоге находился Молодежный культурный центр, но с 2017 года там находится книжный магазин Austeria, где продаются книги на еврейскую тематику.

Вторая жизнь синагог

Третья синагога на улице Широкой, Старая синагога, в настоящее время является штаб-квартирой Исторического музея города Кракова, посвященного истории краковских евреев. В главном зале музея, в прошлом это была главная молитвенная комната, вы можете увидеть литургические и религиозные экспонаты, представляющие значение отдельных еврейских праздников и оборудование синагог.

Старая синагога в Казимеж в Кракове
Старая синагога в Казимеж в Кракове Фото: Shutterstock

Наиболее важные экспонаты: свиток Торы (первые пять книг Ветхого Завета, написанные вручную на пергаменте), меноры (семисвечники, напоминающие горящий куст, в котором Бог явился Моисею), ханукии (девятиконечные свечи, зажженные для праздника Ханука), мезуза (крошечные контейнеры с витками пергамент с фрагментами Торы, размещенными на дверных проемах), бокалы (винные бокалы, с которых начинается молитва перед началом субботы), пароши (занавески, покрывающие шкаф Торой), яди (приспособление отслеживания текста во время чтения Торы).

Музей заботится о синагоге с 1958 года. Старая синагога была до войны самым важным местом молитвы за краковских евреев. Он был построен в пятнадцатом веке в готическом стиле, но после пожара в 1557 году приобрел характер эпохи Возрождения. Из-за того, что это была главная синагога краковского Казимежа, его часто посещали высшие государственные чиновники и высокопоставленные лица. В 1794 году Тадеуш Косцюшко посетил синагогу, выступая с речью перед собравшимися в ней евреями, призывая поляков бороться за свободу своей родины.

Высокая Синагога

Высокая синагога в Казимеж
Высокая синагога в Казимеж, Краков. Фото: ALAMY LIMITED / Агентство BE & W

В свою очередь, в Высокой синагоге, использовавшейся ортодоксальными евреями до войны, сегодня находится выставочный зал. Это единственная синагога в Кракове, в которой молитвенная комната была расположена на втором этаже (отсюда и ее название). Большая часть оборудования синагоги была украдена или уничтожена во время войны.

После исторической турбулентности, связанной как с Холокостом, так и с послевоенным антисемитизмом, вторая жизнь была также предоставлена синагоге Исаака Якубовича. Она была построена в 16 веке по проекту выдающегося швейцарского архитектора Джованни Тревано — придворного архитектора Зигмунта III Ваза, автора, среди прочего дизайн церкви св. Петра и Павла в Кракове и Вавельской лестницы. В 2007 году синагога была арендована общиной Хабад-Любавич, объединяющей наиболее динамично развивающийся хасидский союз.

Купинская синагога — печальная судьба евреев после войны
Название этой синагоги происходит от того факта, что ее строительство финансировалось из денег еврейской общины, на иврите «купа», которая является кассой коммуны. Это синагога, построенная в 17 веке в стиле барокко, с красивыми полихромами, реконструированная в начале 21 века с изображением библейских мотивов и знаков зодиака. Синагога снова используется евреями, которые не только молятся в ней, но и организуют культурные встречи для людей, интересующихся иудаизмом.

Синагога была свидетелем ужасных событий, как во время Второй мировой войны, так и после ее окончания. 11 августа 1945 года, так называемый Краковский погром, для которого был распространен предлог, ложные слухи о предполагаемом ритуальном убийстве, совершенном краковскими евреями, пережившими Холокост. Все началось перед синагогой Купа. Агрессивная толпа ворвалась в синагогу, где молились евреи, начала крушить здание, избивать и убивать молящихся в нем людей. Беспорядки разлились по нескольким улицам, прилегающим к синагоге. Историки расходятся во мнениях о количестве погрома (это число колеблется от 1 до 5 тысяч). Жертвой краковского погрома стала и Рога Бергер — женщина, которая вместе со своей дочерью чудесным образом пережила лагерь смерти в Освенциме и скончалась в своем родном городе Кракове через три месяца после окончания войны.

Купинская синагога в Казимеж, Краков
Купинская синагога в Казимеж, Краков

По словам Анны Чичопек — автора книги «Еврейский погром в Кракове 11 августа 1945 года», изданной Еврейским историческим институтом, погром не обошелся без присутствия в нем офицеров милиции и солдат, которые принимали активное участие (выбили дверь в синагогу) и подогревали толпу. Краковский погром был трагическим событием в трудной, но богатой истории краковских евреев и был печальным началом послевоенной судьбы сильно разрушенной еврейской общины Кракова.

Добавить комментарий