Что искали охотники за сокровищами в Татрах?

Исследование Татр началось не с прокладывания туристических маршрутов, а, среди прочего, с поисков в Cнежных горах, как раньше называли Татры, сокровищ, а позже — металлических руд. Это началось еще в средние века. И по сей день в горах можно найти множество руин и следов охотников за сокровищами и шахтеров.

Крывань, Татры
Крывань, Татры

Золото искали в Снежной долине — самой труднодоступной долине в Татрах, в Кривани, на Морских Око и в долине за Монахом.
«Спиcки» — это ценные путеводители, полные таинственных советов о том, как добраться до сокровищ, спрятанных в Татрах.
В Татрах развивалась добыча полезных ископаемых, целью которой была добыча руды, в первую очередь меди и железа. В долине Белого два сугроба — остатки урановых рудников, которые разрабатывали советские ученые  в 1950-х годах.

«Увлеченные легендами, искатели золота, серебра и драгоценных камней прибывали в Татры (сначала, конечно, с юга), вероятно, уже с XIV века, со времени окончания колонизации Спиша. Можно предположить, что сокровища разыскивались не только местными горожанами, но и странниками, приезжающими из далеких стран, таких как Италия, о чем свидетельствует апокрифическое описание 17-го века: дорога, по которой итальянцы тайно идут в Краковские горы, называемые Татрами», — объясняет доктор Мацей Пинкварт, эксперт по истории Татр.

Золотые горы

Золотые горы
Золотые горы

Одним из мест, где, вероятно, искали золото, была Снежная долина. Расположена в Словацких Высоких Татрах. Это один из плато долины Яворова. Не было бы ничего странного, если бы не тот факт, что это самая трудная долина в Татрах. По сей день этот район обходят туристические маршруты.
Альпинисты редко посещают долину Снежной, и те из немногих, кого привлекают одиночество, дикость, недоступность этого места и большие трудности.

Названия мест Снежной долины полны намеков на золото и серебра. Серебряный водопад пробивается через Серебряный пояс и падает на Серебряное кладбище. Злота Стронга — самый высокий котел в снежной долине — отделена от Сребрны Стронга золотыми потоками. Золотой водопад плещется здесь. Выше Золотая корыта и Золотое кладбище. Именно здесь, под снегами Злота Стронга, должно было быть расположено легендарное Лягушачье озеро, в котором спрятаны сокровища.

Уже в пятнадцатом веке золото также искали в Кривани. Искатели драгоценных руд достигли Морского Ока, ранее называвшегося просто Рыбный пруд. Они искали золото и в Долинке за Монахом.
Несколько столетий спустя сурьму искали на перевале Шпигласов, возвышающемся над Морским Оком. «Название перевала происходит от немецкого слова «spiessglas» (сурьма).

Бывшие охотники за сокровищами оставили после себя «списки» — ценные путеводители, полные загадочных советов о том, как добраться до сокровищ, спрятанных в Татрах. «Списки» рассматривались как настоящее сокровище, хранящееся из поколения в поколение.

«Вы найдете там все виды драгоценных камней, алмазов, рубинов, изумрудов, сапфиров и других …»,- пишет о Татрах один из самых знаменитых авторов «списков» Михал Хороманский.

Чтобы отправиться в Татры за сокровищами, нужно было как следует защитить себя. «… Вы должны приготовить различные святости или святости, как: свеча, пальма, угли, чтобы зажечь лампу, колокол Лорето, святая вода. Три кролика и святой мел, мира, травы для священных благовоний, у вас также обязательно должен быть магнит, то есть компас, чтобы вы знали, как вести себя между острыми высокими горами и, особенно, в пещерах, подземельях, где есть восток и запад, юг и север. Для этого вам нужно смазать шпагат змеиным жиром, смешать с желчью щуки, потому что призраки боятся этих двух жиров …», пишет Хороманский.

Тем не менее, в Татрах не было найдено более крупных месторождений драгоценных руд. Они были незначительными. Если сюда добавить «информацию», появившуюся в середине 18-го века, о «золотоносных растениях» в Татрах, после поедания которых овцы получают позолоченные зубы, — мы видим, что геологические знания об этих высоких горах были намного более скудные, чем та слава, которой они пользовались.

Шахтеры в Косьцелиске

Добыча полезных ископаемых развивалась в Татрах в гораздо больших масштабах, целью которых была добыча руды, прежде всего меди и железа. Горные работы кипели во многих местах Татр. Тем не менее, самые глубокие штольни были в регионе Косьцелиской долины.

Штольни были вырыты в массиве Орнак. Были построены металлургические заводы, в т.ч. в долине Косьцелиска и в Кюнице, где доменная печь стояла на месте нижней станции канатной дороги до Каспрового Верха. Телеги, полные руд, ехали из Кира в Кузнице по железной дороге, которая дала начало нынешнему популярному марршруту Дрога под Реглами.

Тогда начали исчезать татрские леса, которые сжигались, чтобы можно было плавить металл в печах и домнах. Дым и грязная территория были частью тогдашнего пейзажа Татр. Расцвет горнодобывающей промышленности в Татрах приходится на XIX век. В конце века наступили сумерки «железной» эры.

Сегодня мы можем обнаружить признаки прошлых горных работ. Долина Косьцелиска полна их следов. Примерно через 2 км от Кира мы входим на поляну под названием Старая Косьцелиска. Справа находится часовня, называемая Разбойничей, хотя ее финансировали шахтеры.

В 18 веке в Старе Косьцелиска находились сталелитейный завод и шахтерский поселок. Интересным объектом в этой местности являются остатки доменных печей и кузницы, так называемые Мельники, остатки которых можно видеть в лесу. Это характерные каналы и идущие вдоль тропы. В прошлом по ним протекала вода, которая приводила в движение металлургические молоты.

«Ледяной источник, популярный природный аттракцион, также использовался в металлургии. Из него бралась вода для привода молотов», — рассказывает Мариан Матусяк, гид, эксперт по истории горного дела и металлургии в Татрах. «Далее справа, прямо за липами, можно увидеть следы фундамента печи. Эти липы также являются доказательством существования шахтерского поселения. На противоположной стороне перед Ледяным источником виден фундамент старой гостиницы».

Выше, в горных массивах на территории заповедника есть шахтные туннели, или «тыквы», а также раскопки и следы угольных свай — насыпи для сжигания древесины на углях.

Урановые рудники

Урановый рудник вТатрах
Урановый рудник вТатрах

В Белой долине имеется интересный объект уже из новейшей истории – подземный тоннель. Прямо рядом с туристической тропой мы можем видеть 2 отверстия в скалах, забитых деревянными решетками. Это штольни — остатки рудников, в которые советские ученые в 1950-х годах искали уран. Как говорится в путеводителе «Польские Татры» Юзефа Ники, один из тоннелей имеет 270 метров, длина верхнего составляет около 400 метров.

«Долина была закрыта, по ней проложили железную дорогу и телефонную линию (…). Изолированные от местных жителей шахтеры жили в соседних пансионах, заблудших туристов возвращали обратно военные посты. По словам геологов, были предприняты попытки использовать сланцы, перемешанные с доломитами и известняками Кроквия, богатыми вулканическими туфами, содержащими некоторое количество урана и тория — но слишком малого для практического использования», — пишет Юзеф Ника в путеводителе «Польские Татры».

«Это единственная публикация. Все материалы на эту тему недоступны. Мне это известно, потому что я искал. Я помню, как жил у устья Белой долины, когда шла работа. Я видел, как выезжали вагонетки с рудой, в основном вечером. Нам вообще не разрешали подходить к входу в пещеру. Его охраняли советские солдаты. Однако добыча полезных ископаемых должна была быть убыточной. Они, вероятно, нашли низкосортную руду. Я думаю, что исследование длилось около 2-3 лет, не более. Как только они открыли долину, я немедленно отправился туда. Кроме штолен, я видел довольно большие кучи вырытого грунта, которые с течением времени были размыты. Штольни сейчас затоплены».

Сегодня золотые утки не плавают в озерах Татр. Мы не встретим золотые жилы, не встретим молотов, кующих татрское железо, и, когда мы будем идти по дороге под Реглами, мы не встретим повозки, несущие добычу в Кузнице.
Однако сохранились следы тех таинственных времен первооткрывателей Татр — имена, штольни, знаки, высеченные на скалах. Мы можем «читать» их во время наших поездок.