Great Relaxation

All-Inclusive Hotels!

Три кита турецкой культуры|

Из-за односторонней подачи туроператорами, основной акцент которые делают на курорты Средиземного моря и на шоп-туризм в Стамбуле, у большинства иностранцев создалось впечатление об этой стране как большом базаре и фешенебельном курорте. Путеводители за редким исключением, также основной акцент делают на традиционных туристических местах, главным образом, средиземноморье и Стамбуле. На самом деле это только вершина айсберга называемого турецкой культурой.

Среди основных факторов сформировавших уникальность турецкой культуры можно выделить географическое положение, религия и язык. Известно, что основная территория Турции расположена в Малой Азии и почти целиком занимает территорию бывшей Византийской империи и часть прежней Римской империи. Будучи выходцами из Сибири, тюркские племена прежде чем поселиться в Малой Азии прошли долгий и не легкий путь. На этом пути им приходилось сталкиваться и смешиваться с различными племенами и народами, воспринимая часть их исторического опыта, элементы культуры, языка.

Тюрки -будущие турки (во многих языках эти понятия не различаются), несколько столетий назад были главным образом монголоидами, смешиваясь с различными племенами и народами, сегодня они приобрели европеоидные антропологические черты и мало чем теперь отличаются от других, в т.ч. и коренных жителей Средиземноморья. Завоевав Малую Азию, тюрки продолжили расширение жизненного пространства и создали огромную Османскую империю, простиравшуюся на запад до нынешнего Марокко и на север до Австрии. Миграция разнообразного по этническому составу населения внутри империи также способствовали культурному взаимопроникновению.

В результате падения Османской империи после первой мировой войны, на территории Малой Азии и Восточной Фракии сформировалась молодая Турецкая республика. На смотря на территориальные потери, ей все-таки осталась, пожалуй, самая лучшая часть Евразийского континента — перекресток путей между Европой, Азией и Африкой: колыбель многих цивилизаций Месопотамия, предгорья Кавказа, историческое наследие Древней Греции, стратегически важные проливы Босфор и Дарданеллы, плодородные земли Фракии, важный транспортный узел и город и богатейшим культурно-историческим наследием Стамбул.

Начиная с открытия Шлиманом знаменитой Трои на территории маленькой турецкой деревни недалеко от Чанаккале, в Турции ведутся непрерывные археологические раскопки. И, несмотря на огромное количество уже найденных городов, поселений, следов древних культур, по утверждению археологов, выявлена лишь малая их часть. Ученым еще предстоят новые, возможно более значительные, открытия.

Второй важной составляющей турецкой культуры является вероисповедание основной части населения — ислам. После отделения религии от государства в результате буржуазной революции, ислам не только не потерял своего значения, но и даже увеличил его, став из официальной, религией масс, что не удивительно и имеет прецеденты в других странах — обычно официальная религия обслуживает интересы правящей верхушки и в народе вызывает негативное чувство.

История ислама в Турции довольно интересна и заслуживает большего внимания, чем позволяет объем данной статьи. Главное следует отметить, что тюркские племена продвигаясь из Сибири на Запад вбирали религиозный опыт многих народов. Мало кто знает, что одно из тюркских племен — хaзары, так досаждавшие Руси, как и многие другие тюркские племена по вероисповеданию были иудеями. В российской исторической науке этот факт чаще всего обходился молчанием, как и то, что иудаизм, наряду с исламом был альтернативой для Руси.

Естественно, что сближение тюрков и мусульманских народов не могло не оказать на первых влияния. Предки турков не только восприняли нормы исламской жизни, но и дополнили их новыми формами. Так, например, именно в Османской империи перс Мевлана основал мистический суфийский орден «Вращающихся дервишей». Несмотря на расхожее мнение, турки не принуждали жителей завоеванных территорий принимать ислам. Большинство делало это добровольно, если видели, что их прежняя религия не отвечает их духовным потребностям. Факты свидетельствующие о религиозной терпимости в Османской империи могут показаться, даже в нынешнее время, легендой. Так, например, в Османской империей самым либеральным судом считался суд шариатский. Христиане стояли в очереди к мусульманскому судье для решения бракоразводных дел. Самым суровым, понятно, был суд раввинский. Сегодня верится с трудом, но именно мусульманская Османская империя приняла гонимых в Европе евреев в 16 веке, которые получили равные права и свободу вероисповедания.

Позже убежище здесь нашли и католики-поляки, которых преследовали на оккупированной Россией Отчизне царские ищейки. Сюда в свое время бежали из Ирана огнепоклонники- зорастрийцы. После октябрьского переворота 1917 года в России, Турция стала одним из центров и русской эмиграции. Сегодня Турция является, пожалуй, главным стабилизирующим фактором на Ближнем Востоке, поддерживая хорошие отношения как с Израилем, так и с арабским миром. К сожалению, геополитическое положение Турции всегда было вожделенным предметом зависти ее северного соседа — Советского союза и России.

Третьей составляющей турецкой культуры является турецкий язык. Это совершенно уникальное явление. Турецкий язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. На формирование современного турецкого языка оказали внимание многие факторы — первоначальный охотничий, затем кочевой быт, многочисленные контакты с различными народами, во время продвижения племен-предков современных турков с востока в Среднюю и далее в Переднею Азию. Исконно тюркская лексика выражавшая в основном бытовые понятия значительно обогатилась за счет арабских и персидских заимствований (по некоторым источникам — ок.60% турецких слов заимствовано из этих языков). При этом турецкий во многом сохранил свою морфологическую и синтаксическую структуры. Это породило совершеннейших продукт выражения человеческих мыслей. Трудно найти в мире другой язык, который был бы на столько гибок и информативен. Его грамматика на столько логична и прозрачна, что создается впечатление в ее искусственном происхождении. Даже более молодые языки, как например русский, за свою недолгую историю превратились в набор исключений из некогда имевших место правил.

В отличии от языков флективного типа, тюркские языки имеющее тип агллюнативный, более устойчивы как к внешним воздействиям так и к влиянию времени. Так изолировано развивавшиеся в течении не одной сотни лет турецкий и якутский языки, испытывавшие внешней воздействие от совершенно разных факторов, до сих пор сохранили одинаковую структуру и общую пратюркскую лексику.

Все это позволяет надеяться, что политическая и социальная интеграция тюрко-язычных народов, а также вовлечение в этот процесс других народов выведут турецкий язык на новый уровень. Уже сейчас заметна тенденция становления турецкого языка как международного в новых независимых государствах Средней Азии, эта тенденция будет распространяться и на республики современной России.