FIAT-124 — флагман турецкого автопрома

В конце 60-х годов турецкий холдинг KOÇ подписал с итальянским FIAT лицензионное  соглашение на производство модели FIAT-124, которая незадолго до того, в 1966 году, получила звание «Автомобиль года». Таким образом Турция встала вряд с другими странами-производителями этой модели – СССР, Польшей, Индией и Испанией.

FIAT-124 - флагман турецкого автопрома
FIAT-124 «Murat»

В соответствии с соглашением, в Турции автомобиль получил название  Murat-124. Он производился с 1971 по 1976 годы. За этот период было выпущено 134 867 штук. В 1984 году производство автомобиля было возобновлено под названием Tofaş-Serçe («Воробушек»), его производство было полностью остановлено только в 1994 году.

FIAT-124 - флагман турецкого автопрома
Торпедо FIAT-124

В 2002 году турецкое правительство приняло программу по утилизации старых автомобилей и многие 124-е модели пошли на металлолом, тем не менее они до сих пор встречаются на улицах городов и сел, часто снимаются в фильмах и рекламных роликах.

Murat-124 оснащался только бензиновым двигателем объемом 1200 куб.см. мощностью 65 л.с., который разгонял автомобильчик до 170 км.час. В отличии от советской модели (ВАЗ-2101), Murat-124 имел устаревший нижневальный двигатель, однако выгодно отличался от оригинала  пружинной задней подвеской (выпускаемые в Италии, Польше и Индии имели сзади  рессоры).

В 1974 году на смену Murat-124 на несколько лет пришел Murat-131. Эта модель также производилась по итальянской лицензии (FIAT-131 Mirafiori). Несмотря на внешнюю схожесть с ВАЗ-2103-6  и в чем-то преемственность с Murat-124, это был более прогрессивный автомобиль, с реечным рулевым управлением, передней подвеской типа MacPherson, более наклонным, чем у предшественника, лобовым стеклом большего размера.  К сожалению двигатель перековочевал от старой модели. В Италии  на  базе 131 модели был выпущен легендарный Arbath  ставший образцом для подражания многих спортивных автомобилей.

После прекращения производства  Murat-131 в 1984 году (продержался  на конвейере 10 лет), на его базе были разработаны турецкие модели  Doğan (1988-1990) Doğan L (1990-1992), Doğan SL (1992), Doğan SLX (1993-1998), Doğan 1.6 ie (1998-2002) Şahin (1988-1993) Şahin S (1993-1998), Şahin D (1989-1991), Şahin 1.4 (1998-2000) Şahin 1.4 ie (2000-2002) Kartal (1988-1993) Kartal L (1990-1992), Kartal SL (1992-1993), Kartal SLX (1993-1998), Kartal S (1993-1998), Kartal D (1989-1991), Kartal 1.6 ie (1998-2002), Kartal 1.4 (1998-2002).

В дальнейшем Tofaş-Fiat производил только итальянские модели. В настоящее время это предприятие остается крупнейшим в Европе и поставляет свою продукцию во многие страны мира.