Как правильно вести бизнес в Китае

Закладка первого камня в фундамент завода Selena

Поднебесная империя поражает воображение объемом своего рынка.  Однако, чтобы добиться там успеха, надо действительно хорошо поработать.  «Китай становится одним из лучших мест для бизнеса. Если современная компания хочет чтобы с ней считались на международном рынке, она должна присутствовать в Китае», — считает Ярослав Михнюк, глава фирмы « Selenа FM», которая действует там с 2007 года.

Закладка первого камня в фундамент завода Selena
Закладка первого камня в фундамент завода Selena

Китай, прежде всего, является для многих огромным рынком сбыта: как магнит их притягивает огромное число жителей (более 1,3 миллиарда) и быстрый рост экономики.  По мнению аналитиков  HSBC Bank Polska долгосрочные перспективы Китая остаются обнадеживающими.

«Растущие доходы жителей способствуют росту потребностей потребителей. Китайцы будут все больше тратить на продукты, косметику, бытовую аудио-видеотехнику и мебель. В свою очередь экономический рост  вызывает потребности в области модернизации и расширения инфраструктуры, что создает спрос на промышленное оборудование, капиталы, транспортные и специальные услуги.  Польским фирмам это дает большие возможности для бизнеса», — считает Адриан Леунг эксперт из   HSBC Bank Polska.

«Китай располагает огромным инвестиционным потенциалом, в тоже время, с точки зрения ведения бизнеса, одним из наиболее трудных регионов мира.  Рынок динамично меняется и на нем сильна конкуренция. Во многих его сферах доходность низка, что вызывает необходимость наращивать производство и продажи, чтобы получить удовлетворительную рентабельность», — поясняет Ярослав Михнюк.

«Несомненно эта страна год за годом меняется все быстрее и сильнее. Работа в ней сопряжена со многими вызовами. Следует помнить прежде всего о проблемах связанных с управлением персоналом, нарушениями имущественных прав и коррупцией», считает Петр Вишневский, директор  Maflow  Group.

Вишневский подчеркивает, что методы управления персоналом, которые успешно используются в Европе, в Китае практически не работают. Мотивация  китайских работников совершено отлична, иначе там понимается лояльность и иерархия.

«В области охраны интеллектуальной собственности китайские суды абсолютно неэффективны. Нужно давать себе отчет, что выход на этот рынок с каким-либо новым продуктом практически сразу вызовет появление его нелегальных и дешевых копий, не всегда достойного качества», — говорит Вишневский.

«Языковой барьер медленно исчезает, так как все больше китайцев говорят по-английски. Гораздо труднее преодолеть культурный барьер, в то время как познание культуры, а не только ведение бизнеса, является ключом к успеху в Китае», — указывает на очередную проблему Патрик Свизик, заместитель главы   PBG Oil & Gas  из руппы компаний PBG.

Прежде всего, по его мнению, хорошо для начала узнать какие обычаи касаются обмена визитными карточками, цвета одежды, подарков и порядок мест при рассадке за столом.

«Этому стоит научится. Китайские энергетические концерны часто больше, чем несколько подобных фирм из Европы вместе взятых», — добавляет Свизик.

Интересное мнение высказал Дариуш Сус, управляющий в   EY Global Services (Poland). «Для многих компаний  Китай —  «глобальная фабрика». Однако настоящим вызовом там будет создание стабильного коллектива людей. Я провел в Китае более 3-х лет, руководя фирмой из сектора бизнес-услуг ,и,  несмотря на то, что это самая населенная страна в мире, поиск хорошего управляющего и удержание его на долгий срок представлялось трудной задачей. Комплектуя состав менеджеров, многие организации часто ищут китайцев из стран Азиатско-тихоокеанского региона или даже из Соединенных штатов или Европы. Однако, как я сам убедился, большинство таких специалистов не справляются с исключительным динамизмом Китая.  Поэтому стоит также подумать о подготовке местных менеджеров и тогда такая комбинация будет работать лучшим образом», — рассказывает Сус.

«Китай – крупнейший рынок шахтного оборудования, как с точки зрения добычи, так и с точки зрения потребления угля. Группа компаний    Kopex  присутствует здесь много лет, действует совместное предприятие   Shandong Tagao производящая механизированное оборудование. В Китае работает 7 угольных комбайнов нашей фирмы. Группа  Kopex уже пользуется большим доверием китайских партнеров, что несомненно имеет большое значение в нашей сегодняшней деятельности», — говорит Анджей Медер, член правления  группы  Kopex.

«Как и любая другая крупная экономика, Китай также имеет свою специфику.  Однако я бы не назвал это барьером. Большое значение при ведении дел имеет выстраивание отношений с партнерами, взаимное доверие, уважение. Без этого трудно многого достичь. Немаловажна и возможность предложения продукции, хотя бы часть которой разработана в сотрудничестве с китайскими инженерами. Группа   Kopex связывает большие надежды с Китаем и китайской горнорудной промышленностью. Несмотря на расхожее мнение, эта отрасль в Поднебесной имеет большое  будущее, а решение властей Пекина, касающееся обеспечения больше безопасности работы шахтеров, а также бережного отношения к природным запасам, являются большим шансом для   Kopeх и других производителей машин и шахтного оборудования.