Приходят лучшие времена для речного судоходства

Парусный спорт на Одре

Две баржи в состоянии перевезти столько груза, сколько несколько грузовиков. Однако инфраструктура речного судоходства в очень плохом состоянии. От ее  расширения предостерегают экологи. Будут ли в Польше плавать баржи?

Парусный спорт на Одре
Парусный спорт на Одре

В 60-х и 70-х годах по Одру перевозилось несколько миллионов тонн грузов в год. На участке от Гливиц до Бжега-Дольнова баржи стояли в очереди к шлюзам. Сегодня период расцвета речного судоходства остался в прошлом. В 2014 году по рекам Польши было перевезено всего  7629 тысяч тонн грузов.

Перевозка грузов на реке Одра
Перевозка грузов на реке Одра

«Это небольшое количество, — говорит Иоанна Пжыбышевская, уполномоченная по делам Одра в Маршалковской администрации Нижнесилезского воеводства, — Для сравнения: в рекордные для речного судоходства  1980и 1981 годы, объем перевозимых товаров составлял более 22 миллиона тонн».

Баржи на Висле
Баржи на Висле

Польское речное судоходство в транспорте играет незначительную роль – в перевозке товаров его доля едва достигает  0,4 процента. Причина – в слабом оснащении водных дорог, малой пропускной способности шлюзов, глубины и ширины водных путей, каналов.

Иоанна Пжыбышевская добавляет, что сегодня пришло время, когда можно переоценить Одер, рассматривать его не только как источник угроз наводнений, но и на его экологическую  и хозяйственную выгоды, которые можно извлечь.

Сегодня по нему перевозятся главным образом крупногабаритные грузы и немного угля. Перевозятся от случая к случаю, не регулярно и на коротких участках. Среди немногочисленных экспедиционно-транспортных предприятий на Одре – фирма   OT Logitics.

Инфраструктура речного транспорта должна быть расширена. Министерство морского хозяйства и речного транспорта строит далеко идущие планы на 2016-2020-е годы, с перспективой  до 2030 года.  Они подразумевают включение польских речных путей в международную речную транспортную сеть. К концу года должна быть подписана конвенция  AGN. Тогда можно рассчитывать на получение средств Евросоюза для финансирования строительства инфраструктуры. Но тогда Польша будет обязана довести речные пути по крайней мере до  IV класса судоходства.  Это означает, что по реке должны проходить суда водоизмещением 1000-1500 тонн.

Ключевым  в этом вопросе должна стать Одерский водный путь. В планах – ликвидация узких проток, доведение реки до параметров  класса Va, строительство Силезского канала и отсутствующего участка соединения Дунай-Одра-Лаба.

Стоимость таких работ составляет гигантскую сумму. Только реконструкция водных путей на Одре стоит 30,7 миллиардов злотых.  Для сравнения: это в 7 раз больше, чем начатое строительство второй линии метро в Варшаве.

Но на это правительственные планы не заканчиваются. Очередные  31,5 миллиарда злотых должны быть использованы  на улучшение навигационных условий на Висле, в т.ч.  – строительство каскадов Вислы от Варшавы до Гданьска и углубление русла в Непломице. Объединение путей Одра-Висла-Висленский залив будет стоить еще 6,5 миллиарда злотых, а водный путь из Варшавы в Брест — 8,5.

Следует отметить, что стоимость этих проектов учитывает и противопаводковую структуру. Т.е. инвестиции послужат решению широкого спектра проблем.

Однако опасения высказывают экологи. По их мнению, регулирование, донные работы и строительство плотин уничтожат польские реки и создадут угрозу огромным территориям. Они считают, что  строительство водохранилищ может вызвать резкий рост осадков и не решит проблему наводнений, а только усугубит ее.

«Водный транспорт экономичен и экологичен, если есть естественные глубокие реки, как нижний Рейн или Дунай, а также существует инфраструктура, порты. На малых же реках необходимо строить плотины и шлюзы, чтобы поднять уровень и обеспечить глубину 2-3 метров», — говорит гидролог Яшуш Желязиньский.

Однако экономические выгоды этого вида транспорта очень привлекательны. Чтобы транспортировать 1000 тон груза на расстояние 1000 км достаточно 2 баржи с буксиром и экипажем в 2-3 человека.  Для перевозки такого количества груза нужно 42 фуры и столько же водителей. К плюсам можно отнести и разгрузку дорог от тяжелого автотранспорта. Речной транспорт меньше потребляет топлива на единицу расстояния, а значит меньше производит вредных выбросов в атмосферу. При одинаковом количестве топлива, речное судно перевозит тонну груза на 370 км, поезд – 300, а грузовой автомобиль — всего 100 км. Минусом является низкая скорость.

По мнению экспертов, более широкое использование водных путей могло бы повысить конкурентноспособность польского угля. Если на его транспортировке сэкономить хотя бы 10-15 процентов, то уже можно сделать более привлекательную цену на западных рынках.